Театр «Мастерская Петра Фоменко» отметил 90-летие со дня рождения своего основателя, режиссёра, педагога, лауреата трёх Государственных премий России, народного артиста РФ Петра Наумовича Фоменко. 

Советский и российский режиссёр, педагог родился 13 июля 1932 года. Всю свою жизнь он посвятил службе в театрах. Всего Фоменко представил не менее 60 постановок, а в 1990 году основал в Москве театр «Мастерская Петра Фоменко». Режиссёр был удостоен звания народного артиста России, государственных премий и многих других наград.

Творческое наследие одного из самых ярких отечественных театральных режиссёров воплотилось в спектакль «Комедия о трагедии» по исторической пьесе Пушкина «Борис Годунов». Премьера с новой стороны открывает талант актёра Евгения Цыганова как постановщика. На мой взгляд, «Комедия о трагедии» займёт особое место в театральной афише Москвы в новом театральном сезоне. 

Фоменко начал преподавать в 1981 году в ГИТИСе, параллельно выпуская спектакли в разных театрах Москвы. Педагогике он отдал более 20 лет жизни, воспитав не одно поколение режиссёров и актёров. Среди них — Кирилл Пирогов, Сергей Пускепалис, Евгений Цыганов, Игорь Угольников, Илья Любимов, сёстры Ксения и Полина Кутеповы, Полина Агуреева и многие другие.

https://www.gctm.ru/wp-content/uploads/2018/03/Spektakl—Triptih—e1520430852871.jpg

Вспоминая своего учителя, актёры признавались, что долгое время в «Мастерской» официально не было выходных. По словам Кирилла Пирогова, для Фоменко в какой-то момент стало «откровением, что у его труппы есть семьи, дети, кому-то надо съездить в больницу, в магазин сходить». Тогда он назначил понедельник выходным днём. 

Даже написал соответствующую бумагу красным карандашом и прикрепил на дверь. От руки было выведено: «Понедельник — выходной день!!!» А внизу — приписка мелким почерком: «Спектакль „Деревня“. Вызываются артисты Любимов, Бадалов». 

К Фоменко по-разному относились критики, другие режиссёры, даже его ученики. Но все соглашались в одном — больше всего Пётр Наумович любит своих артистов. Пётр Фоменко никогда не жаловался на здоровье, и никто из его окружения не догадывался о том, что в последние годы он много болел. На протяжении многих лет, он заряжал энергией молодых артистов и режиссёров, разжёвывал каждую реплику и интонацию, обыгрывал малейшую мизансцену, даже если для этого требовалось вскочить на подоконник или на стол. Театр был для него жизнью. Он ежедневно исцелял его физические боли и давал смысл сотням учеников разных поколений. При этом Фоменко никогда не искал себе преемников. Даже боялся этого. По его мнению, наследовать театр не может никто. 

«Театр по наследству не передаётся. Будь это великий Художественный театр или какой-то другой. После ухода лидера возникает музейный период, но приходит новый человек — и происходит либо чудо, либо беда», — говорил Пётр Наумович.

Источники:

https://tass-ru.turbopages.org/turbo/tass.ru/s/kultura/15198839

https://mir24-tv.turbopages.org/turbo/mir24.tv/s/articles/16257512/master-teatralnogo-huliganstva-90-let-so-dnya-rozhdeniya-petra-fomenko

Автор статьи: Лиза Власова