Социализация — процесс интеграции человека в социальную систему через вхождение в социальную среду, овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
 
Социальная адаптация подростка является важным вопросом на всем протяжении развития общества. Современное общество очень динамично. Меняются ценности, по которым люди строят отношения друг с другом. Поэтому вопрос индивидуальной социальной адаптации в наше время сохраняет особую ценность.  Этот процесс приобретает первостепенное значение в подростковом возрасте, когда ребёнок активно социализируется. В этот период расширяется круг общения, усваиваются нормы и правила поведения, принятые в социальной среде ребенка и обществе в целом. В сфере сознания формируется самооценка, образ «себя».
 
Как известно, основной деятельностью подростков является общение со сверстниками. Поэтому социализация и осознание своей важности в сфере общения со сверстниками особенно ценны для детей этой возрастной группы. Для подростка резко возрастает значимость коллективных отношений, расположение к нему сверстников, их оценка его поведения. Неспособность общаться приводит к внутреннему дискомфорту. Если ребенок не может найти общество, он «выходит» из этой системы. Это проявление социально-психологической дезадаптации, признаками которой являются повышенная тревожность и неуверенность в себе, агрессия и отсутствие ценностей, межличностные конфликты.
 
Подростковый возраст считается кризисным временем по ряду причин, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие «кризис», ориентируются именно на подобных себе, поскольку они тоже переживают то же самое. Подростки часто идентифицируют себя со своей группой сверстников, что отвергают все «иное», не соответствующее ценностям этой группы. Часто это усугубляет остроту кризиса и делает отношения со старшими более натянутыми и конфликтными.
 
В поисках своего места в обществе подросток может потерять свою индивидуальность. Его психика крайне нестабильная и очень гибка, в этом возрасте ему могут быть навязаны ложные нормы поведения и ценности. Также, подросток часто меняет окружение. В поисках хобби и компании он пробует разные виды деятельности, а также сменяет много социальных групп. Стремление добиться общественного признания приводит к подражанию подростков взрослым и сверстникам в их стремлении достичь общественного признания. Кроме того, к основным факторам социализации подростков следует отнести особенности семейного воспитания и проведения досуга в рамках дома.

В области подростковой психосоциальной адаптации есть несколько признаков успешной социализации подростков. Такой ребенок:

  • Находится в обществе и удовлетворен им;
  • Способен конструктивно реагировать на конфликтную ситуацию 
  • Имеет активную деятельность личности при её включенности в социальную сферу;
  • Владеет адекватным представлением о самом себе, умеет оценить результаты своей деятельности.

Усвоение подростком его социального опыта протекает по мере все более активного его включения в разносторонние отношения со сверстниками. По мере того, как подросток овладел различными способами взаимодействия с подростковой средой, научился успешно удовлетворять свои потребности, не принося вреда себе и другим, можно с уверенностью сказать о том, что он социализировался.

Автор статьи: Татьяна Плотникова